Роль пальчиковых игр в развитии младших дошкольников
27 января 2021
Консультации для родителей
Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека, рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Роль пальчиковых игр в развитии ребенка велика. Это развитие речи – проговаривание стихов; развитие памяти - запоминание движений и слов; развитие внимания – сосредоточение на развитии движений и проговаривания; укрепление мышц кистей рук.
Хочется остановиться на одном из, на мой взгляд, наиболее важных значений пальчиковых игр и гимнастик – это развитие речи, что очень актуально для малышей 2-3 лет.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Люди давно заметили, движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Поэтому, для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.
К двум годам ребенка легко можно вовлечь в игру. Играет он с удовольствием, понимая игровые действия. В свою игру он переносит жизненные ситуации (готовит обед, а потом кормит любимую куклу). Пальчиковые игры – это игры не с предметами, а со своими пальчиками.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит.
- Взрослый выполняет движения ручками ребенка.
- Ребенок выполняет своими ручками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребенок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.
Тексты упражнений – веселые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Помогает развивать речь;
- Повышает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитываются индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Иногда то, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и заданиям.
Вот несколько советов, как играть с малышами так, чтобы они выполняли свои развивающие функции в полном объеме:
- текст взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполнять параллельно тексту;
- для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть;
- необходимо, чтобы не только ребенок видел ваше лицо, но и чтобы вы видели его выражение лица и наблюдали за впечатлениями от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры;
- ничто не должно мешать слушать детям.
В заключении хочется отметить, что ни одно музыкальное занятие в нашем детском саду не обходится без использования пальчиковых гимнастик. Малыши их очень любят и с удовольствием включаются в игру.
Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые я использую в работе и рекомендую играть с малышами дома:
Прилетели гули
Прилетели гули,
Гули-голубочки.
(махать руками, как крылышками)
Сели на головку,
На головку дочке.
(положить руки на голову)
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой,
Кыш-кыш-кыш!
(махать руками, «прогоняя гулю»)
Шаловливые пальчики
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся –
дети сжимают пальчики в кулачки.
Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся,
Играют – прячутся».
Бабушка
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела.
(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».
Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев.
Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя.
Спросить детей, хорошо ли им видно в очках)
Тики-так
(Все пальцы собраны в кулачок)
Тики-так, тики-так,
Так ходики стучат.
(указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево)
Туки-так, туки-так,
Так колеса стучат.
(пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцев от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга)
Туки-ток, туки-ток,
Так стучит молоток.
(сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)
Мы платочки постираем
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрем.
(пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
(выполнять движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
(пальцы свободные, легкие движения кистями вверх-вниз)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
(«гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой)
А теперь платочки сложим
И в шкаф положим.
(хлопки одной ладошкой по другой, и положить руки на колени)
Кот Мурлыка
Вот кот Мурлыка ходит,
Он все за мышкой бродит.
(легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)
Мышка, мышка, берегись,
Смотри, коту не попадись.
(погрозить пальчиком левой руки, затем правой)
«А-а-а-ам!»
(сделать резкое движение пальцами обеих рук – «кошечка» - и сжать пальцы в кулаки)
Свежие статьи данной категории